Освещение загородного дома
Рубрика – советы дизайнера
Уют и комфорт вашего загородного дома невозможен без качественно подобранного освещения. Свет может выполнять не только свою прямую функцию, но и играть роль интерьерного акцента. Задумываться о постановке освещения имеет смысл еще на стадии проектирования. При выборе светильников стоит подумать - насколько органично они впишутся в интерьер комнаты и какую функцию будут выполнять. Не менее важным является и монтаж освещения.
Мы рассмотрим 10 основных ошибок, которые часто допускают при освещении загородного дома.
Нечеткая постановка задачи специалисту
Загородный дом - объект очень ответственный, и важно в самом начале предусмотреть возможные ошибки, чтобы впоследствии не пришлось их исправлять. И самое главное - найти общий язык с тем, кто будет жить в этом доме. Сделать для него комфортное и уютное пространство. Потому что свет - это не только что-то функциональное, это - какие-то положительные эмоции, настроение. Свет сопровождает многие события, которые происходят в доме. Важно на начальном этапе понять - что хочет хозяин дома, где он хочет сделать ярче свет, где нужен свет более приглушенный, кулуарный. Как правило, Дом - это не только само здание, это его архитектурная подсветка, это прилегающий ландшафт, и важно, чтобы все это представляло собой единое целое.
Многие, насмотревшись ТВ-передач, пролистав множество интерьерных журналов, даже сами себе не могут сформулировать, что именно они хотят. Некоторые считают себя продвинутыми в этой области и начинают определенные моменты дизайнеру навязывать, диктовать. К этому непременно нужно прислушаться! Потому что именно в этих предпочтениях скрывается вкус того, кто собирается жить в доме. Главное - услышать и понять друг друга, потому что дизайнер видит интерьер своими глазами, как специалист, заказчик видит тот же самый интерьер другими глазами, как будущий обитатель этого пространства.
Важно найти такое решение, которое удовлетворило бы как пожеланиям заказчика, так и профессиональному видению специалиста по постановке освещения. Нужно, чтобы было светло, уютно, комфортно, стильно, модно, креативно. Чтобы была возможность сделать для себя какой-то уютный уголок и предусмотреть многие ситуации, события, которые будут происходить в этом доме. Могут приходить гости, ночевать родственники, происходить какие-либо важные мероприятия, играть дети. Если дом большой, то, как правило, в нем есть обслуживающий персонал, для которого необходимо выделить и осветить помещения. Есть основные помещения, есть второстепенные, такие как, кладовые комнаты, гардеробные. Везде нужен свет, и к каждому помещению нужно подойти по-разному, понять, что там будет находиться, в каком режиме то или иное помещение будет эксплуатироваться.
Нужно избежать тех ошибок в освещении, которые даже в малейшей степени сделают помещение неудобным, дискомфортным и темным. Это самое главное для тех, кто будет жить в этом доме. А также для их гостей.
Недоработки на стадии проектирования интерьера
Каждое помещение предполагает определенный сценарий его использования, будут ли там бегать дети, будут ли приходить гости - вариантов много. И в зависимости от этого продумывается и расстановка мебели, и декор, и отделка, и розетки с выключателями. Чтобы не допустить ошибки, нужно все это продумать на стадии проектирования интерьера. Разумеется, предусмотреть абсолютно все практически невозможно, но какие-то основные моменты можно и нужно.
Берется планировка комнат, поэтажный план дома и заказчик с дизайнером обсуждают каждое помещение детально и обстоятельно. Определяется, где какая комната по назначению (гостиная, кабинет, спальня, гостевая, детская, кухня и др.), где будут располагаться системы хранения и какой конфигурации они будут, какая мебель нравится, какие предпочтения по стилю есть у заказчика.
Помещения бывают автономные и комбинированные (например, кухня-гостиная), поэтому подход к освещению отличается. Один источник света или несколько, какие световые сцены будут актуальны, какие типы светильников уместны (люстра, бра, потолочный светильник и др.). Разные группы включения - разные сюжеты в комнате, которые надо продумать до финишной отделки того или иного помещения.
Именно на этой стадии нужно помнить о том, что при оформлении интерьера все "цепляется" одно за другое, нет неважных мелочей. Большую роль играет даже оттенок декора светильника (арматуры, стекла, аксессуаров). Обратите внимание на габариты светильника, на направление света. Это нужно при распределении внутренних проводов, ведь очень важно, где будет располагаться та или иная модель и какой свет она даст. Этот этап проектирования в какой-то степени напоминает движение по кругу. Одна задача решена - переходим к другой, но держим в поле зрения все поставленные. Детализация этого этапа очень важна, потому что ошибки на стадии проектирования дорого стоят, их потом невозможно исправить, не трогая отделанный дорогой интерьер. В противном случае на стадии декорирования придется искать компромиссный вариант, который на все 100% может не устраивать заказчика и испортить ему настроение.
На стадии проектирования можно учесть максимально все пожелания, которые касаются и декора, и расстановки мебели, и цветовой гаммы, и освещения. Задача дизайнера - все систематизировать, создать гармоничную интерьерную композицию, удобное пространство, красивый и функциональный свет. Электропроект - это расположение непосредственно светильников, розеток, выключателей, определение групп включения (световых сцен). Следует определить, насколько удобно пользоваться тем или иным светильником - где включается, как светит, как менять лампочки и какие они, удобно ли ухаживать за ним (мыть и чистить).
Неправильно подобранные группы включения
Одна из самых распространенных ошибок при световом декорировании загородного дома - это непродуманные группы включения. В литературе, в журналах, в телепрограммах они называются "световыми сценами". Здесь нужно понять, с какой кнопки включается та или иная группа светильников и обязательно обговорить все моменты с электриком, так как здесь есть функциональные и технологические тонкости. Когда человек заходит в коридор или холл, он включает, как правило, верхний свет и так называемый "навигационный", чтобы дальше пройти в одну из комнат дома (например, на кухню). То есть ему нужно по освещенному пространству дойти до следующего выключателя.
В любом помещении есть общий свет (верхний светильник) и местное освещение (бра, настольная лампа). Поэтому групп включения может быть много и разных. Чтобы избежать ошибки, нужно продумать, какие точки для светильников нужны в каждой комнате и каким образом каждая комната будет использоваться. Тогда станет ясно, какие световые сцены будут уместны в доме. Световая сцена ни в коем случае не должна разрушить заданную дизайнерскую идею, наоборот, подчеркнуть изюминку интерьера.
Нужно обратить внимание на контурную подсветку потолка и пола, на подсветку ниш и полок, подсветку предметов интерьера и картин, сочетание всего между собой. Главное - комфорт, уют и хорошее настроение.
Отсутствие стилевого единства
Загородный дом - это единое целое, как с точки зрения энергетики, так и с точки зрения стиля. А стиль - понятие очень емкое, объемное, многогранное. Дом - это не только внутреннее пространство, интерьер, это еще ландшафтный дизайн, и все это нужно грамотно осветить. И световое решение на каждом участке должно быть одновременно и индивидуальным, и частью общей идеи, стиля. Большой ошибкой делить оформление дома между несколькими дизайнерами: интерьер - отдельно, подборка света - другой человек, ландшафт - третий, наружное освещение - еще кто-то. Нет никакой гарантии, что сохранится целостность. Специалистов может быть много, хороших и разных, но их идеи необходимо обсудить ради общего решения, чтобы итог был интересным и функциональным.
Интерьер богато смотрится, если есть ощущение целостности. Свет - очень чувствительный компонент к недочетам всякого рода, как глобальным, так и мелким. Нельзя свет оставлять "на потом", на "авось". Да, много разных фабрик, созданы тысячи интересных серий, интересных моделей. Но правильное решение - это одно решение, остальные – как компромисс. Свет в интерьере может быть или интересным созвучием заданной темы, или акцентом стилевого решения. Это важно определить в самом начале работы над проектом дома.
Есть много фабрик, модели которых разработаны и для интерьера, и для ландшафта. Они перекликаются друг с другом стилем, но каждый светильник хорош по-своему. Можно и нужно "пронести" общий стиль через улицу в дом - тогда хорошее настроение и удовольствие от результата гарантировано!
Невнимание к деталям
Большой ошибкой при освещении загородного дома является такой факт, как невнимание к деталям со стороны заказчика, архитектора-проектировщика и специалиста по освещению (если такой имеет место быть). Важно абсолютно все: сочетание текстур, цветов, форм. Например, арматура светильника выполнена в хроме - это белый полированный металл. Значит, он непременно должен сочетаться с металлическими аксессуарами в комнате (карнизами для штор, фурнитурой мебели, ручками на дверях). Когда-то классический интерьер предполагал золото или патинированную латунь на арматуре, современный - никель или хром. Сейчас возможны любые комбинации стилей и аксессуаров. Главное - продумать композицию в интерьере детально и как можно раньше, тогда каждая деталь заиграет особенно.
Серий светильников сейчас огромный выбор. Они выполнены в разных стилях, арматура представлена во многих оттенках и текстурах, в композицию модели включаются аксессуары из ткани, хрусталя, муранского стекла. На любой вкус.
Огромный выбор подчас пугает, трудно определиться - что лучше, трудно понять - каким именно должен быть светильник, чтобы подойти по вкусу, по стилю, по функциональности, по условиям монтажа. Как показывает практика, все пожелания и предпочтения заказчика в сочетании с советами дизайнера сведутся в небольшое количество вариантов. Главное, определить, что искать и почему. Иногда требования к светильнику могут быть взаимоисключающими, и необходимо понять, от чего нужно отталкиваться.
Неправильный подбор моделей светильников
При выборе светильников для освещения загородного дома нужно обратить внимание на такие важные параметры, как стиль светильника, его габариты (диаметр, высота, длина, ширина, отступ от стены) и функциональность (сколько лампочек и какие). Важно учесть, где, на какой потолок и при помощи каких приспособлений выбранная модель будет устанавливаться. И конечно, нельзя не принимать во внимание, в какой по назначению и габаритам (площадь и высота потолка) комнате будет расположен тот или иной светильник.
Если учесть все параметры - выбор будет правильным. Высокий потолок предполагает люстру или подвесной светильник, низкий - потолочный светильник. Декор модели светильника непременно должен соответствовать общему стилевому решению помещения. Каждый стиль предполагает определенные фактуры, формы, оттенки, дополнительные аксессуары. И в интерьере, и в выбранном светильнике. Модель светильника - это часть целостного интерьера. Даже небольшая деталь, аксессуар, включенный в композицию люстры или потолочного светильника, должны перекликаться с аналогичными "интерьерными мелочами".
Фабрик-производителей светильников огромное количество - и европейских, и китайских. Главное - не экономить на качестве и на функциональности. Предусмотреть, например, как будут заменяться лампочки - удобно или нет. Какие в светильнике лампочки - по цене, по часам работы.
Отсутствие функциональности освещения
Сейчас на рынке декоративного освещения представлено огромное количество моделей светильников, и трудно среди этого моря предложений понять - что именно нужно. И большой ошибкой является тот факт, что не сопоставляется декор модели и ее функциональность. С точки зрения стилевого соответствия светильник может подходить идеально, по габаритам - тоже, а лампочек будет недостаточно, чтобы осветить помещение, для которого он предназначен. Результат - темно. Не будет видно, насколько модель красивая и стильная, какой шикарный интерьер вокруг, не будет хватать света, чтобы делать какие-то дела в этой комнате. Нужно понять при выборе - что важнее, декоративность или функциональность светильника. В классических сериях акцент больше идет на декор стекла, на витиеватость арматуры, на аксессуары. В современных сериях часто лампочки вообще открыты - и это является частью общей декоративной идеи.
Важно при проектировании помещения определить, где предполагается источник света, каким он должен быть по типу, габаритам и функциональности. Что важнее в данном конкретном случае - декоративная составляющая модели или ее функциональность? Будет ли дополнительное освещение, например, диодная подсветка по периметру или встроенные светильники? Если света предполагается много и разного, то светильник можно подбирать любой, даже не очень яркий. Понять, что важнее, декоративность или функциональность, и решить, чем можно пожертвовать, нужно на начальном этапе проектирования и подборе конкретных моделей.
Неподходяще освещение конкретных помещений
Загородный дом, как правило, предполагает много разных помещений. В разных помещениях стиль и функциональность светильника может быть разной, в зависимости от стиля интерьера, его цветовой палитры и назначения каждой комнаты. В холле, с которого начинается дом, должно быть светло, красиво, стильно. Здесь не может быть приглушенного освещения, и одним из основных параметров является именно функциональность. Светильник может быть какого-то лаконичного дизайна, но он обязан быть функциональным.
В детских комнатах освещение подбирается таким образом, чтобы был и интересный декор, и безопасная функциональность. Часто вместо выключателя устанавливается диммер - это реостат, позволяющий регулировать интенсивность освещения. То есть по ситуации можно варьировать яркостью светильника без ущерба для его дизайна.
Ошибкой при освещении кухни, кухни-столовой является то, что не хватает источников света (например, делают один центральный). А жизненных ситуаций на кухне может быть несколько: нужно приготовить пищу (освещение рабочей поверхности кухни), нужно посидеть за столом, залезть в шкаф или холодильник - и везде должно быть светло.
В кабинете также источников света должно быть несколько. Общий свет (люстра или потолочный светильник), бра или торшер у зоны отдыха, настольная лампа на рабочем столе.
Из кабинета можно переместиться в гостиную. Это самое важное помещение в доме - им гордится хозяйка, здесь встречаются гости, здесь проходят семейные праздники. Ошибкой будет ограничиться здесь одной люстрой, пусть даже необыкновенно красивой и дорогой. Нужно подобрать оригинальное сочетание верхнего света и местных источников освещения (бра, настольных ламп, торшеров), чтобы была возможность эффектно скомбинировать их между собой в зависимости от нужной обстановки. Сделать такие световые сцены, которые подчеркнут дизайнерскую изюминку интерьера.
Спальня предполагает мягкий, интимный свет. Это должны быть интересные модели либо с плафонами, направленными вверх, либо с плафонами, лампочка в которых находится глубоко внутри. В этой комнате предпочтение отдается стильной декоративности.
Светильники, сложные в эксплуатации
Важно при подборе освещения учесть не только технические характеристики и дизайн светильника, но и насколько он комфортен. Комфорт связан как с направлением и интенсивностью светового потока, так и с удобством эксплуатации того или иного осветительного прибора. В любом светильнике придется менять лампочки, чистить арматуру, мыть стекло и хрусталь. При выборе конкретной модели эти моменты нельзя не учитывать. Если за светильником неудобно ухаживать, испорченное настроение гарантировано. Тогда и красота не нужна, и свет не радует, и мелочи раздражают.
Еще при проектировании интерьера, нужно постараться предусмотреть не только, каким будет светильник, но и как он будет "жить" в интерьере. Комфортно ли будет рядом с ним как с предметом декора, не будет ли свет бить в глаза. Есть ли дополнительные запасные элементы, насколько удобно монтировать-демонтировать тот или иной светильник.
Пренебрежение правилами безопасности в освещении
Важен такой момент, как безопасность светильника. Насколько яркий свет исходит, не вреден ли он для глаз. Дети могут обжечься или как-то пораниться. Безопасно ли менять плафоны и лампочки. Важна каждая мелочь! Играет роль состав семьи и образ жизни каждого члена семьи - не помешает ли тот иной светильник. Особенно это касается бегающих и играющих детей.
Выбрать свет в доме - это не только подобрать люстру, это создать хорошее настроение всем его обитателям!
Азбука освещения
Минимальное количество ламп в жилой комнате
|
||||
---|---|---|---|---|
Площадь | Мощность лампы накаливания, Вт | |||
25 | 40 | 60 | 75 | |
10м2 | 4-5 | 2-3 | 2 | 1-2 |
15м2 | 5-6 | 3-4 | 2-3 | 2 |
20м2 | 6-8 | 5 | 3 | 2-3 |
30м2 | 9-10 | 5-6 | 3-4 | 3 |
40м2 | 11-13 | 7-8 | 5 | 4 |
Свет и цвет
- При одинаковой освещенности в интерьере теплый свет воспринимается светлее, чем холодный.
- Число различаемых цветовых оттенков увеличивается при повышении освещенности.
Свет и пространство
- Темные потолки воспринимаются более низкими, светлые – более высокими. Черный цвет сужает, а белый расширяет пространство.
- Слишком светлые полы зрительно снижают высоту помещения.
- Окна, картины, зеркала и другие световые акценты способствуют расширению пространства.
Цвет и настроение
- Цвет является сильным фактором эмоционального воздействия на человека. Красно-оранжевые цветовые тона оказывают возбуждающее действие, а зелено-голубые – создают ощущение прохлады и уравновешенности.
- Белые и черные тона подчеркивают парадность и праздничность обстановки.